Реставрация дворцов Санкт Петербурга это очень интересная работа. Первым был Екатерининский дворец, анфилада, Тронный зал и тогда же шла реставрация янтарной комнаты.. Я работала в Тронном. Какой я помню янтарную комнату? Голые стены из красного кирпича. Но паркетные работы уже были выполнены. Художники выполняли имитацию.. выполняли роспись под янтарь в верхней части зала..И встал вопрос о самом янтаре. Где его найти. Кто будет работать с янтарём. Где найти материал, фотографии янтарной комнаты, чтоб по ним её восстановить.. С этого всё начиналось :) Реставраторы люди интересные, своеобразные, непосредственные, свободолюбивые ;) Знания должны были быть колоссальные по каждому дворцу, объекту, его история, методика выполнения работ. С учётом что методики знали только сами исполнители, которые работали несколько веков тому назад и часть что то держали в секрете. Навыки чтоб они появились, на это требовалось лет пять...будь то живопись, или золочение, в которым масса секретов типо полимента.. работая радом со специалистом..
Чем там занималась? Сначала левкасом. Делала левкас и им же покрывала деревянную резьбу.12-14 слоёв левкаса. Технологию изготовления левкаса категорически нельзя нарушать. Ни изготовление, ни правила при покрытии левкасом изделия, ни время просушки. И так на всех стадиях выполнения работ.Вплоть до полимента. Нигде ничего нельзя нарушать. Не потому что нельзя, а потому что работа будет испорчена. Приготовление полимента. Просушенный мел нельзя всыпать в клей и просто размешать. Потому что при размешивании в клею образуются пузыри.. и такой левкас непригоден. Мел должен опускаться в клей сам, под собственным весом, сам напитываться клеем.. процесс требующий терпения и усидчивости..И так на всех этапах работы...
Секреты реставрации. Они были во всех специальностях. К примеру мраморщики. Как в прошлом проверяли полировку мрамора? Зажигалась свеча. Отражение свечи должно было быть не на гладкой поверхности мрамора, а в глубине... мрамора. Или у позолотчиков. Например белок для полимента. Должен был приготавливаться из белка яиц куриц, рядом с которыми был петух. Вот такие мелочи очень важны. Вернее в реставрации нет мелочей.В чём разница между художником и художником- реставратором. Художник никогда не сможет намешать на политре тот же цвет которым сам же написал свою картину. А реставратор сможет. И не просто набрать цвет любого художника, а учесть как цвет проседает, как цвет меняется с течением времени, учесть каким он будет через неделю, через полгода если это масло. Он проседает на полтона. Если это клеевая там разница другая. Учесть как цвет будет смотреться с пола, если это плафон. Всё надо знать заранее и предвидеть.. избегая ошибок.
Ну а мечты. Я старалась жить реалиями.Мечты были. Но они были не сбыточными и не реальными. Но сбылись все.. без каких либо усилий с моей стороны. Иногда аж мороз по коже шёл, когда они начинали сбываться..
Одна из мечт была примитивной и несбыточной. Это свобода. Для этого должен был накрыться не много ни мало совок. И он накрылся. И т.д. Поэтому я предпочитаю с мечтами погодить. А то они имеют свойство сбываться..