Петербург (Ленинград) начало войны. В Кировском универмаге столовая всё ещё работает. И вот молоденькая медсестра забежала чтоб поесть пшённой каши.Начиналась блокада, но столовая ещё работала.Обслуживали официанты. Она села за столик, попросила каши, он смутился ответил что пшённой нет, но у него есть каша ещё лучше. И вскоре принёс её ей. Девушка была очень голодна. Но цвет каши ей сразу не понравился. Она спросила что это за каша. Он ответил : греча. Для девушки порцию он сделал больше чем положено. Она попробовала и кашу есть не стала. Не понравилась, не смотря на голод. Позже она много раз вспоминала эту кашу, а сейчас эту кашу и вовсе любит.А тогда отказалась.
Их готовили в медсёстры. Пойти учиться на эти курсы медсестёр её уговорила подруга, которая была старше.И если подруге уже было 18 лет, то ей ещё нет. Не хватало скольки то месяцев. И когда однажды их выстроили в строй, приехал Жуков и направился к ней, она подумала что он узнал что ей ещё нет 18, и будет ругать.. Но он просто подошёл к ней и застегнул на её гимнастёрке пуговку. Она была молодой, красивой, с толстой косой и большим размером бюста, пуговки не выдерживали натиска.
Она многим спасла жизнь. Отправляла в госпиталь. Работала и в госпитале. И действительно в госпиталь перестали пускать посетительниц потому что они стали забирать еду раненых и те, оставаясь голодными, не выздоравливали..
Она вытаскивала раненых с полей боёв, перевязывала и тащила вдоль дорог. А её подруга нарушила эту главную заповедь медсестёр и тащила по дороге, как проще. Их засёк немецкий самолёт. И она погибли на глазах этой медсестры, которая раненого спрятала в овраге вдоль дороги.Увидев это всё она мгновенно повзрослела. Однажды она так же волокла раненого, а машины не хотели останавливаться. И когда она уже было отчаялась, остановился водитель который оказался однокласником. Машина была уже переполнена ранеными. Но они всё таки втиснули и этого и доехали до госпиталя. Успели спасти этого человека.
И вот однажды мимо , где то на передовой,пробегал офицер. И сунул ей в руки шубу. Крикнул что вёз для жены, но её уже нет, отдавать не кому. Ему мол шуба не нужна, а ей пригодится.
И на эту шубу она не дышала. Иногда доставала и с девчатами они любовались и вспоминали мирное время.У них была землянка. И шубку она хранила в землянке. А сама ходила в солдатской грязной одежде.
Потом она расписалась с офицером вроде танкистом и у них должен был кто то родиться. Она стала увольняться из Армии. Сняла форму. Оделась в гражданское и в эту шубку.Зашла в кабинет штаба что бы подписать какие то бумаги, а там НКВДэшник. Потребовал шубу снять, она сняла, и тут он начал шубу отнимать. Он тянет к себе, а она к себе и оба с силой. Они чуть не разодрались. Но в кабинет кто то вошёл. И НКВДэшник выпустил шубу из рук.
Позже они узнали что её муж представлен к высокой награде. А когда она зашла в штаб ей сказали что представлен к награде ниже тойчто им говорили. А в списке оказалось, что его награду присвоил себе этот НКВДэшник, её обидчик. Она его предупредила, что если он не вернёт её мужу его заслуженную награду она подаст на него в трибунал где поднимет и историю с шубой. Награду тот вернул. Показывала она эти награды. Для меня то они мало о чём говорящие а для них всё это память, их молодость, их воспоминания. И они очень рады и юбилейным наградам. И письмам. Рады любой памяти.