Жерминааль (anastassia_jm) wrote,
Жерминааль
anastassia_jm

реставраторы дворцов Санкт-Петербурга

Утром 14 ноября 1943 года поезд с детьми блокадного Ленинграда, которых вывозили спасая от голода в Кострому и др города,подошёл к перрону московского вокзала, а 15 ноября 1943 года дети встретились на ул Софьи Перовской в здании школы, бывшей " Петершуле". Собрались в актовом зале, их было примерно 100 человек, сто будущих реставраторов. Затем ребят повели в столовую на ул Желябова, рядом с театром эстрады ( догадки:уж не пышечная ли это нынешняя и легендарная?), показали общежитие- в бывшей финской Кирхе, на той же улице...и выдали три металлические буквы "Л" "Х" "У", ребята прикрепляли их на воротники шинелей или береты. Ленинградское, художественное училище. В условиях блокады, в первую очередь в городе появилось Реставрационное училище! И на первом же курсе, то есть это шёл 43-44 год эти дети провели реставрацию Мариинского театра оперы и балета!Стало быть реставрацию живописи вёл Щербаков.Потолок состоял из множества отдельных квадратиков, которые раздвинулись и холст с живописью порвалсяРебята стояли в растерянности, не зная с чего начинать.Но Щербаков объяснял, что надо делать. И ребята шпаклевали деревянную основу плафона, наклеивали на него холст, обновляли фигуры купидонов и муз и дописывали утраченные места живописи. Это из брошюры. Итак они выполнили реставрацию в 43 году, ну а мы то.. много позже, к 200летию театра. Делали тоже самое:) Укрепляли эти деревянные квадратики, только холст плафона мы приклеивали простым языком (дублировали), не на столярный клей, а на осетровый. И делали мы всё это вместе и под руководством одного из тех детей..а звали его Отто Карлович Оде. Он плакал. Когда находил свои участки, своей детской реставрации. Плакал, потому что перед глазами встало тяжёлое детство.Голодное. Он тогда вспомнил друзей. Ему понравилась девочка, но несколько детей тогда подорвались, кто-то из пацанов что-то припёр и это что-то взорвалось..Это он и вспомнил. И кое что, там, под холстом, мы с ним оставили для следующих поколений реставраторов. Там, под плафоном у люстры "шапка мономаха", справа,есть между деревянными квадратиками и холстом плафона не большой кусочек металла в качестве пластыря.Этот кусок он в 1943 году подобрал на развалинах соседнего дома и использовал вместо утраченной дощечки. Выполняя реставрацию вроде в 1982 году, мы конечно могли заменить этот металический лист доской, как и обязаны были сделать, но мы этого делать не стали, а оставили всё как есть, как память, о первых детях реставраторах. Записок не вкладывали, вроде. Во время бомбёжек в театр было толи одно, то ли два попадания. Один снаряд угодил в фойе, побив там люстры. От него и пострадал плафон зала. При этом шапка мономаха (название люстры) не пострадала.Вот эти пятнадцатилетние дети и востанавливали из руин в том числе, дворцы Ленинграда-Петербурга.И в первую очередь они восстановили театр оперы и балета, мариинский театр. А вот на открытие театра после нашей реставрации, приходил товарищ Григорий Романов.Кстати этого Гришку Романова,бабули помнили молодым. Расказывали мол был плохонько одетый, в шинельке, двух слов связать не мог. Серый деревенский не очень развитый парень. Как он умудрился с таким скромным интеллектом попасть во власть, загадка.Так что наши знакомые бабули того времени и его помнили с того времени, когда он был никем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment