До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал "Нахимовым", в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.
Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул свою гипотезу: "Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели".
Выяснилось, что с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября, а потом все пришло в норму.
Проанализировав эти факты, ученый пришел к выводу, что на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли. А, может, через разведывательные системы типа "АВАКС", которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные. http://transbez.com/info/sail/nahimov.html
Фига себе. Судно фантом. Может быть капитан плохо освоил радар? С другой стороны.. когда мне показывали примерно в эти дни картинку на таком радаре я сравнивая с реальными судами не узнавала.. т.е. картинка не совпадала с действительностью,на радаре изображений было больше чем реально стояло рядом судов. Правда я плохо соображаю в таких штуках. Мне показывали рыбаки за несколько дней до крушения Нахимова, но радары наверное одинаковые.. пароходство то одно и тоже. Они их только установили. но не все умели ими пользоваться...со слов капитанов одесского пароходства сказано было в те дни..до крушения.
Я помню что уточнила что это наше судно..да а перед судном, что за судно, Керченский пролив ( Маяк) весь как на ладони.. визуально там ничего нет. Капитан говорит может лодка? Но там нет никакой лодки...Что бы не выглядеть дурой. больше я ничего не спрашивала. видя несоответствие картинки радара с действительностью...Другое дело может не последнюю роль играл масштаб..диапозон охвата.. может тут ошибки..На вопрос о лодке он ответил. что от всматриваний, от ночных вахт, у него подсело зрение, поэтому он не может ничего утверждать, есть там судно или нет. на радаре есть. Зато у меня со зрением было всё хорошо. Ничего там не было, ни судна,ни судёнышка,ни даже лодки. Потом был повтор просмотра. Лодки на радаре не оказалось. Я показала пальцем на радар.. он ответил она (лодка) уплыла.. не задаваясь вопросом.. на какой же скорости..неловкий момент был исчерпан.
Через несколько дней казус повторился, но тогда на радаре не совпало местонахождение судна друга капитана. Потом он, друг, капитан лругого судна, принёс карты и сказал что только что потерпел крушение адмирал Нахимов. Они на нём ранее ходили. И тот и другой проходили мимо Новороссийска, но тот причалил несколько часов назад, а мой знакомый только что. Но в Новороссийске они знали все глубины по памяти. знали что курсы пересекались, но в разное время и т.д.